 Вера в то, что некоторые люди могут превращаться в зверей, неискоренима, как и страх человека перед дикой природой.
Жиль Гарнье был не только отшельником, но и убийцей-людоедом, добычей
которого становились заблудившиеся дети. Гарнье признался, что в
волчьем обличье убивал и съедал детей. Его признали виновным в
ликантропии (психиатрический термин означает «превращение в волка») и
колдовстве. Его сожгли заживо в Доле, на востоке Франции, 18 января
1573 г. Обычно на человека нападают лишь измученные голодом
или бешеные волки, и в XVI в. их считали оборотнями — людьми,
превратившимися в зверя. Гарнье жил в краях, где водилось много волков
и где с 1520 по 1575 г. четырех человек судили как оборотней. В других
местах в Европе до суда обычно не доходило, хотя обвинений в подобных
преступлениях было предостаточно. Ничего подобного не случалось в
Англии, поскольку к 1500 г. волков там полностью истребили. Нашумевший
случай произошел в Германии, недалеко от Кёльна. Петера Штуббе осудили
за то, что он убил и съел 13 детей (в том числе собственного сына) и
двух беременных женщин. Он хвастался, что дьявол дал ему волшебный
пояс, с помощью которого он мог превращаться в кровожадного волка. 28
октября 1589 г. Штуббе колесовали, обезглавили и сожгли.
Меняющие обличье. В период истерической охоты на ведьм в XVI и XVII вв.
полагали, что ведьмы съезжаются на шабаши верхом на волках, а
колдуны-мужчины превращаются в волков или принимают их облик, когда
нападают на людей или животных. Если такого «волка» ранить, то рана
останется, даже когда он вернет себе человеческий образ. В истории 1588
г. рассказывается об охотнике из французской провинции Овернь, который
отрубил волку лапу и положил ее в сумку, но когда он стал показывать ее
местному дворянину, то с удивлением обнаружил, что она превратилась в
человеческую руку с кольцом на пальце. Взглянув на кольцо, дворянин
кинулся на кухню, где увидел, что его жена перевязывает раненую руку.
Женщину сожгли как колдунью. На многих процессах по делам людей-волков
подсудимых считали оборотнями и приговаривали к мучительной смерти.
Однако с древних времен ликантропия признавалась и психическим
расстройством. Страдающие им люди рычат, часто посещают кладбища и
требуют человеческого мяса. В 1603 г. в Бордо 14-летнего
пастуха Жана Гренье судили за нападение на детей и людоедство. В суде
мальчик заявил, что властелин леса дал ему волчью шкуру и мазь, с
помощью которых он мог превращаться в волка. Он признался, что съел
собаку, младенца и двух маленьких девочек. Но допрос с пристрастием
показал, что Гренье имел склонность выдумывать всевозможные невероятные
истории. Посоветовавшись с врачами, судья предложил присяжным признать
его душевнобольным. Гренье заточили в монастырь, где он умер в возрасте
20 лет. Стая людей-волков. Большинство осужденных оборотней
были психически больными убийцами-маньяками. Однако существуют и менее
мрачные истории о людях-волках. В 1692 г. 80-летний крестьянин по имени
Тисе рассказал судьям в Юргенсбурге в Ли-вонии, в то время бывшей
частью России, что трижды в год он превращается в волка. Таков был его
рок, предсказанный при рождении, — оборачиваться зверем и сражаться во
благо своего народа. Ночью накануне дня святой Люсии, Иванова дня и
Троицы, утверждал Тисе, он вместе с другими ливонскими людьми-волками
отправлялся в ад биться с чертями и колдунами, чтобы на следующий год
был хороший урожай. Волки издавна ассоциировались с царством
мертвых, и считалось, что оборотни особенно активны в течение 12 ночей
после Рождества, когда, как полагали, мертвые ходят по земле. В
первобытном обществе охотников и собирателей способность на время
принимать облик животного была одним из источников власти шамана.
Похоже, вера в то, что некоторые люди могут превращаться в диких
зверей, практически универсальное явление. Там, где не водятся волки,
их место занимают другие звери. В Южной Америке рассказывают о
людях-ягуарах, в Африке — о людях-леопардах, людях-гиенах и даже
людях-крокодилах, в Индии — о людях-тиграх, а в Японии — о людях-лисах
и людях-барсуках.Гостиницы Саранска
|